ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ  ОБЩЕСТВА

И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

                                                                                                                                               Урок 1. Введение
                                                                                                                    
1 слайд:                                                              Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»


Цель урока: Освоение исходных понятий курса «Основы информационной культуры школьника»: «информация», «визуальная информация», «аудиальная информация», «тактильная информация», «вкусовая ин¬формация», «обонятельная информация».

Задачи урока:
1. Сформировать мотивацию обучаемых на освоение курса «Основы информацион¬ной культуры школьника»;
2. Расширить представление обучаемых о сущности информации;
3. Дать представление о видах информа¬ции по способу восприятия органами чувств.
Место проведения занятия: класс или школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Экран.
4. Терминологический словарь по курсу.
5. Презентация Power Point.

Ход урока
Общее время урока: 45 минут.
Организационная часть урока (5 минут) Ребята, вы пришли в школу не только для того, чтобы научиться писать, читать, считать, но и как можно больше узнать об окружающем нас мире. Мы живем сейчас в особом мире. Каждого человека окружает огромный поток разнообразной информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Сегодня уже трудно представить четвероклассника без сотового телефона, даже с выходом в Интернет. Поэтому возникает проблема — как не утонуть в этом обилии информации. Важно знать различные способы работы с ней, чтобы добиться результата. Каждый человек должен уметь работать с информацией, независимо от его профессии. Работа с информацией предусматривает определенные знания, навыки и умения.
Вы начинаете изучать новый учебный предмет, который поможет грамотно добывать и использовать информацию. Полученные на этих занятиях знания помогут добиваться лучших результатов в учебе, вы научитесь находить нужную информацию по изучаемым в школе учебным предметам, анализировать ее и понимать. Вы научитесь правильно составлять планы для подготовки рассказов, изложений и сочинений. Узнаете, как правильно написать реферат. Сможете легко найти любую книгу в библиотеке. Научитесь делать краткий пересказ, отражающий смысл текста. Научитесь грамотно работать в Интернете, соблюдая все правила безопасности. Узнаете, что никакой Интернет и компьютер не сможет полностью заменить вам книгу. Узнаете, что сообщения, которые идут с экрана телевизора, из газет и Интернета, могут быть условны, заведомо приукрашены, и нельзя все, что вы видите с экрана, принимать «на веру». Вы сможете поделить¬ся своими знаниями с друзьями и даже родителями, потому что их этому никто не учил.
Называется этот новый предмет — информационная культура школьника.
2 слайд: Информационная культура школьника — это умение ориентироваться в мире информации, находить нужную информацию, критически оценивать и правильно ее использовать.
На этих занятиях мы с вами часто будем пользоваться определениями различных понятий. Чтобы вам было проще их запомнить и использовать в последующем в вашей жизни, я сейчас раздам каждому из вас словарь понятий по курсу «Основы информационной культуры школьника». В словаре все понятия расположены в алфавитном порядке. На каждом занятии мы с вами будем узнавать новые определения, которые вы дома можете повторить по своему словарю.
На каждое занятие вы должны приносить словарь, тетрадь в линейку (12 листов) и ручку.
На каждом занятии мы с вами будем узнавать что-то новое для себя, а кто и нас-колько воспримет это и запомнит, зависит только от него самого, насколько он сам хочет стать информационно грамотным и уметь добывать информацию, чтобы многого достичь в своей жизни.
Мы вместе с вами отправляемся сейчас в эту загадочную пока еще страну под названием «Информационная культура школьни¬ка». И я надеюсь на ваше активное участие и помощь.
Теоретическая часть урока (20 минут)
На сегодняшнем занятии мы с вами рассмотрим, что вообще такое информация.
Окружающий нас мир очень сложный и очень интересный. Откуда мы можем узнать с нем? От папы с мамой, от учителя, из телевизора, из компьютера. Вы уже читаете книги. А как называется одним словом все, что мы узнаем о мире? Информация. А каким образом мы получаем ее? С помощью каких органов?
Давайте посмотрим на экран, что мы видим? Посмотрите, что изображено на этой картинке? Бабочки, книга, телевизор с мультфильмом на экране, рыбки, глаз. Чем мы воспринимаем такую информацию?
3 слайд: Зрением (глазами). На латинском языке зрение называется «визус», и поэтому такая информация называется визуальной информацией.
Визуальная информация — это сведения об окружающем нас мире, которые человек воспринимает с помощью зрения, т.е. глазами. Например, мы видим радугу на небе, текст и иллюстрации в книге, смотрим кинофильм.
Как еще мы можем получать информацию, через какие органы?
Слух (уши). Мы слышим ушами окружа¬ющий нас мир. Это разные звуки: шумит ветер, щебечут птицы, идет дождь, разговаривают люди, шумят проезжающие ма-шины. Мы слушаем и восхищаемся музыкальными произведениями, пением — это уже более сложные звуки. В отличие от человека, животные улавливают те звуки, которые не доступны нашему уху. Например, собаки могут слышать на большом расстоянии. Летучие мыши могут улавливать ультразвук и по отражающемуся от предметов звуку ориентироваться в пространстве. Посмотрим на экран. Что изображено на нем?
4 слайд: Слуховая, или аудиальная (от лат. аиdio -«слышу»), информация — это сведения об окружающем нас мире, которые человек воспринимает с по¬мощью слуха, т.е. ушами. Например, мы слышим гром во время грозы, звук приближающегося автомобиля или слышим музыку по радио или телевидению.
Еще какие органы чувств у нас есть?
Вкус (язык). Какой бывает вкус? Кто ска¬жет? Приведите примеры. Горький — лекарство, горчица, полынь. Соленый — рыба, огурец, соль. Кислый — лимон, щавель, красная смородина. Сладкий, наверное, самый любимый — конфеты, мороженое, сахар, мед. А теперь посмотрите на экран. Какие виды вкусовой информации вы тут видите? Сладкий и кислый.
5 слайд: Вкусовая информация — это сведения об окружающем нас мире, которые человек воспринимает через вкус, т. е. с помощью языка. Например, лимон — кислый, горчица — горькая, конфета — сладкая.
Следующий орган, воспринимающий информацию — это обоняние (нос).
Какие вы знаете запахи? Какие запахи вам нравятся? Какие не нравятся?
Зачем нам нужно обоняние? Что мы мо¬жем сказать о предмете судя по запаху? Готовая пища пахнет не так, как сырая. Може¬те по запаху отличить где молоко, а где простокваша?
Давайте посмотрим на экран. Что вы тут видите?
6 слайд: Обонятельная информация — это сведения об окружающем нас мире, которые человек воспринимает с по¬мощью обоняния, т.е. носом. Например, мы чувствуем запах гари, различаем запахи разных цветов, духов.
И, наконец, последний орган, помогающий нам получать информацию от окружающего мира, — осязание (кожа).
Давайте посмотрим на эту картинку. Что вы тут видите? Почему тут изображены руки? Что бы вы ощутили, прикасаясь к пред¬метам, изображенным на экране? Кактус какой? Колючий. Огонь какой? Горячий, обжигающий. Кора какая? — шершавая. А но¬гами можем мы ощущать? Да.
7 слайд: Таким образом, осязательная информация — это сведения об окружающем нас мире, которые человек воспринимает через осязание, т.е. кожей. Нап¬ример, кора дерева — шершавая, кактус — колючий, огонь — горячий.
Теперь на основе разных видов информации мы можем дать обобщенное определение, что такое информация.
8 слайд: Информация — это сведения об окружающем нас мире, которые человек воспринимает с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоня¬ния, осязания). Например, лед на ощупь холодный. Мед на вкус сладкий.
Что изображено на экране? Глаз — как визуальная, руки/таблица Брайля — как осязательная, духи — как обонятельная,
ягода — как вкусовая, ноты — как слуховая информация. А кто скажет, что изображено на заднем плане картинки? Это код информации, который обозначается нулями и единицами и используется в информатике. Вы же уже изучаете информатику? А кто-нибудь смотрел фильм «Матрица»?
Практические действия (15 минут)
А теперь давайте поиграем в игру «Прикосновение» [Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст] / К. Фопель. — М.:Генезис, 2010. — С. 70.]
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Осмотритесь в помещении, осмотрите, не найдете ли вы что-нибудь такое, чего не заметили вчера. Кто нашел для себя что-нибудь новое? А кто может обнаружить у себя что-то такое, чего у него не было вчера?
Покажите мне, до чего вы можете дотянуться со своего места. Можете ли вы коснуться чего-нибудь твердого? Покажите мне, что твердое вам удалось найти. А теперь потрогайте что-нибудь теплое. Что есть теплого на вас самих? Покажите нам, что вы нашли.
А теперь каждый из вас по очереди может вставать и прикасаться к различным вещам в классе. При этом он должен сооб¬щать нам всем, к чему он прикоснулся и какое оно на ощупь. Например, сейчас я прикасаюсь к двери. На ощупь она гладкая и прохладная. Я прикасаюсь к стулу. Он хо¬лодный.
А теперь вы все можете встать и начать ходить по всему классу, прикасаясь к различным предметам, качества которых я буду называть. Прикоснитесь к чему-нибудь гладкому. Дотроньтесь до чего-нибудь шершавого. Прикоснитесь к чему-нибудь холодному. Потрогайте что-нибудь теплое.
Возвращайтесь на свои места. Откройте свои тетради и нарисуйте что-нибудь из того, к чему вы только что прикасались. Рисуйте обыкновенными ручками, изображая только контуры предмета, чтобы его можно было узнать.
Дети делают графический рисунок.
Подведение итогов урока (5 минут)
Давайте подведем итоги.
9 слайд: Сегодня мы узнали, что такое информация. Узнали, что существуют разные виды информации. По тому, какими органами чувств она воспри¬нимается, ее можно разделить на визуаль¬ную, аудиальную, тактильную, вкусовую и обонятельную.
10 слайд:
Домашнее задание
Поднимите руки, у кого есть дома компьютер и Интернет. А кто умеет пользоваться ими? К следующему занятию подберите из Интернета фотографии, отражающие разные виды информации, которая восприни¬мается глазами, ушами, носом, языком, кожей.
Но информацию можно брать не только из Интернета, и это не менее интересно. Поэтому вы можете взять альбом с ными фотографиями и выбрать из него те, которые подойдут по нашему заданию. Попросите помощи у своих родителей.Вы можете также воспользоваться иллюстрациями в книгах. Возможно, кто-то из вас захочет нарисовать сам эти виды информации.