Модуль «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи» 

5-й класс
     
     Цели: 
- формирование первоначального представления об информации и информационных ресурсах;
- формирование основ информационного мировоззрения через представление об информации, ее роли в информационном обществе;
- получение знаний об истории книги и других носителей информации;
- формирование умений работы с книгой как источником информации.

     Содержание: 
     Понятие информации. Информация как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы». Значение информации в жизни человека и в развитии общества. Информация и знания. Многообразие и особенности организации информационных ресурсов в условиях распространения новых технологий сбора, хранения, переработки и распространения информации. Способы организации информации. Систематизация и хранение информационных ресурсов. Традиционные и нетрадиционные носители информации. 
     История книги и библиотеки. Глиняные книги. Библиотека царя Ашшурбанипала. Библиотеки Египта. Книгохранилище Рамсеса II – «Аптека для души». Книги и библиотеки античной эпохи. Берестяные грамоты в Древней Руси. Библиотеки средневековья. Книги на пергаменте. Изобретение книгопечатания - одно из крупнейших культурно-исторических событий XV в. 
     Книга в современном мире – источник информации и знания. Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Мультимедиаресурсы. Возможности мультимедиа. 

     Понятия: 
информация, информационная потребность, информационные ресурсы, документ, архив, библиотека, носитель информации, сохранение информации, видео, компьютер, мультимедиа, поиск информации, систематизация информации.

     Умения и навыки: 
- умение различать и использовать особенности различных носителей информации;
- навыки работы с текстом, поиск и выбор необходимой информации.


Занятие 1. Введение в информационный мир:
информация, ее хранение, систематизация и способы передачи

     Форма организации: лекция, беседа, показ презентации.

     Ход занятия

     Слайд 1. Содержание:
     Понятие информации. Информация как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы». Значение информации в жизни человека и в развитии общества. Информация и знания. Многообразие и особенности организации информационных ресурсов в условиях распространения новых технологий сбора, хранения, переработки и распространения информации. Способы организации информации. Систематизация и хранение информационных ресурсов. Традиционные и нетрадиционные носители информации. 

     Слайд 2. Каждому ребенку обеспечено право на доступ к информации 13 статьей «Конвенции о правах ребенка»:
     1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 
     2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: 
     a) для уважения прав и репутации других лиц; или 
     b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения. 

     Грани реализации этого права:
- физический доступ (к зданиям, столам обслуживания, рабочим местам, читальным залам, полкам и т. д.);
- интеллектуальный доступ (к содержанию носителей информации, включая наличие материала в альтернативных форматах, адаптированные рабочие станции и специальное программное обеспечение);

     Слайд 3. Сегодня мы с вами обсудим следующие вопросы: 

     Слайд 4. Что такое информация?
     Слово «информация» происходит от латинского "informatio" – сведения, разъяснения. 
     Информация – это любые сведения, которые интересуют конкретного человека в конкретной ситуации. 
     Информация – это сведения об объектах или явлениях окружающей среды, которые мы запрашиваем в случае возникновения необходимости в них. 
     Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия.
     Информация, в широком смысле, — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.
     Люди воспринимают информацию с помощью органов чувств или с помощью специальных приспособлений. Действия, производимые с информацией: поиск, систематизация, хранение, обработка, передача.

     Слайд 5. Свойства информации
     Информация может быть новой – это сведения, которых мы еще не знаем, и устаревшей – т.е. известной, переработанной. 
Одна и та же информация для разных людей с различными информационными потребностями может быть новой или устаревшей, актуальной или неактуальной.
     Информация, переданная на электронном носителе, может быть интересна и доступна для человека, владеющего компьютерной грамотностью и бесполезна для того, кто не имеет под рукой компьютера или не умеет им пользоваться.

     Слайд 6. Информационная потребность
     Информационная потребность - потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации. В самом общем смысле под информационной потребностью понимается необходимость в информации, требующая удовлетворения и обычно выражаемая в информационном запросе.

     Слайд 7. Роль информации в обществе
     Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. 
     Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.
     С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д. 
     Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе. 
     Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний.
     Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

     Слайд 8. Хранение информации
     Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на материальный носитель, с которого возможно (но не обязательно) чтение имеющейся (записанной) информации. Носителем информации может быть любой материальный объект или среда, содержащий (несущий) информацию, способный достаточно длительное время сохранять в своей структуре занесённую в/на него информацию. 
     Хранить информацию человечество научилось давно. В наиболее древних формах хранения информации использовалось расположение предметов — раковин и камней на песке, узелков на верёвке. Существенным этапом в развитии способов хранения явилась письменность — графическое изображение символов на камне, кости, обожжённой глине, дереве, пергаменте, берёсте, папирусе, воске, ткани, бумаге.
     Огромное значение в развитии этого направления имело изобретение книгопечатания.
     Информация, зафиксированная на материальном носителе для хранения, называется документом. 
     Сейчас мы всё чаще слышим и употребляем выражение «информационный ресурс» - один из важнейших видов ресурсов современного общества. Ресурс — это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы. Информационные ресурсы — документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). 
     Данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. При более широком подходе к информационным ресурсам к ним можно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации. Любой информационный ресурс (дальше мы будем использовать этот термин для источников информации) в любом формате несёт нам, прежде всего, знания. 
     Важное различие между информационными ресурсами и всякими иными заключается в том, что всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т. п.), а информационный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.
     За свою историю человечество накопило огромный объем информации, заключенной в информационных ресурсах, и их значимость возрастает с каждым годом.

     Слайд 9. Носители информации
     Традиционные (печатные) и нетрадиционные (электронные) носители информации. 
     В настоящее время особое значение получило хранение информации в двоичном коде на электронных носителях: дискета, CD, DVD, флешка, карта памяти, съемный жесткий диск, винчестер. 
     Преимущества электронных носителей: маленький размер, большой объём памяти, долговременность, малый физический износ, легкость в обработке информации.

     Слайд 10. Переработка и передача информации
     Передачей информации называется процесс её пространственного переноса от источника к получателю (адресату). Передавать информацию от одного субъекта (транслятора) другому (реципиенту) можно множеством способов. Давайте проследим эволюцию средств, с помощью которых люди обменивались сведениями в разные времена. 
     Передавать и получать информацию человек научился даже раньше, чем хранить её. Речь является способом передачи, который использовали наши далекие предки в непосредственном контакте (разговоре) — ею мы пользуемся и сейчас. 
     Задолго до возникновения средств передачи, которые позволили перекачивать данные на расстояния, не сопоставимые с пределом видимости и слышимости человека, за секунды (а то и доли секунды), представители рода человеческого уже умели подавать друг другу знаки информирования через использование визуально воспринимаемых сигналов (сюда можно отнести костры, флажковую азбуку). 
     Настоящим прорывом в развитии средств обмена информацией стала череда изобретений в XIX в. Сначала появились телеграф, телефон и радио. В век "теле" и "радио" открылись новые возможности, которые были просто недоступны раньше. Они заложили свой камень в фундаментальной стройке, развернувшейся уже на стыке тысячелетий и известной нам как "формирование информационного общества". 
     Развитие почты на протяжении истории – еще один ракурс, под которым можно рассматривать становление и совершенствование инструментов перекачки известий, мыслей, чувств. 
     Неотъемлемыми атрибутами корректной и надежной работы почты во все времена и у всех народов являлись указание адреса получателя и обратного адреса (отправителя), хранение и пересылка самого ценного, что есть в письме – строк, - в конверте, скрывающем содержимое от посторонних глаз. Сегодня все чаще слово "почта" употребляется с определением "электронная" и, соответственно, все реже люди прибегают к отправке рукописного текста в бумажных конвертах, особенно в сравнении с более оперативными и предоставляющими больший выбор средств оформления письма электронными средствами связи.
     Разговор об электронной почте плавно перетекает в разговор об Интернете. Всемирная сеть (не напрасно иначе именуемая паутиной) все смелее и необратимее опутывает собой планету, оставляя нам вместе с тем все меньше шансов говорить о многовековых преградах – расстоянии и времени – как преградах впредь. Это можно рассматривать как компьютерное воплощение глобализации, где если сказал один, то знает уже весь мир (или почти весь: зачастую за исключением того, о ком было сказано).
     Прогресс подстегивает к усовершенствованию и давно существующих средств. Передача информации "по воздуху", т.е. посредством электромагнитных волн, позволяет управлять качеством передаваемого и, соответственно, получаемого сигнала через манипуляции с длиной волны ЭМИ. Возможно, не за горами то время, когда телевидение из двухмерного (два измерения – визуальное и звуковое) превратится в трехмерное (передача информации для восприятия органами обоняния человека). 
     Современная наука открывает все новые возможности передачи информации. Предела совершенствования в этой области пока не обнаружено. В любом случае, какими бы передовыми методами установления связи друг с другом не пользовались люди, необходимо помнить главное: не должны вноситься искажения в исходную информацию, и на выходе она должна отличаться "чистотой". 
     Достоверность, актуальность, полнота и некоторые другие характеристики информации всегда были и будут теми критериями, которые будут определять не только ее качество, но и резонность использовать то, или иное средство информационного обмена. 

     Слайд 11, 12. Итак, мы с вами обсудили вопросы, объясняющие: что такое информация, её свойства, способы хранения, переработки и передачи. На этом занятии вы должны усвоить следующие понятия: информация, информационная потребность, сохранение информации, информационные ресурсы, документ, архив, библиотека, традиционные и нетрадиционные носители информации, передача информации. 

Занятие 2. История книги и библиотеки.
Изобретение книгопечатания

     Форма организации занятия: рассказ-беседа, презентация.

     Содержание:
     История книги и библиотеки. Глиняные книги. Библиотека царя Ашшурбанипала. Библиотеки Египта. Книгохранилище Рамсеса II – «Аптека для души». Книги и библиотеки античной эпохи. Книги на пергаменте. Александрийская библиотека и Пергамская. Библиотеки времен Римской империи. Берестяные грамоты в Древней Руси. Библиотеки средневековья. Изобретение книгопечатания - одно из крупнейших культурно-исторических событий XV в. 

     Слайд 1. Вступление
     Один из важнейший этапов в истории информационного общества - изобретение книгопечатания и появление библиотеки, как общественного института. Необходимость обмена информацией, сохранения письменных свидетельств о своей жизни, новых познаний об окружающем мире существовала у человека всегда. За всю историю человечества было перепробовано множество носителей информации. Эволюция носителя информации определялась тем, какие требования к нему предъявлялись. 

     Слайд 2.
     Библиотеки - хранилища знаний, и пришли к нам из древности. Первые библиотеки возникли при дворцах и храмах в Древнем Египте, государствах Междуречья и Сирии, и даже раньше, чем появилось такое название. Само слово происходит от греческих слов "biblion" - книга и "teka" — шкатулка, хранилище, склад. А в Древнем Египте их ещё называли «домами папируса» и «домами жизни». 

     Слайд 3. Древние времена. Наскальные рисунки
     Впервые человек сделал попытку сохранить информацию, когда на скалах изобразил животных, на которых он охотился. Однако угольные, глиняные, меловые рисунки смывало дождём, и для увеличения надёжности хранения информации первобытные художники стали выбивать силуэты животных на скалах острым камнем. Хотя камень повысил сохранность информации, её скорость записи и передача оставляли желать лучшего.

     Слайд 4. Глиняные книги
     И тогда человек попробовал использовать для записи глину, которая имела твёрдость камня, а её пластичность, удобство записи позволяла повысить эффективность записи. Возможность эффективной записи способствовала появлению первой письменности – клинописи. 
Первыми более пяти тысяч лет назад глину начали использовать шумеры и аккадяне (проживали на территории современного Ирака). Они лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки.
     Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик — получалась глиняная клинописная книга. Её достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей — своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги — клинописные перечни хранящихся книг.
     
     Уже в Древнем мире были довольно крупные библиотеки. Наиболее достоверные сведения сохранились о библиотеке Ашшурбанипала, ассирийского царя. 

     Слайд 5, 6. Библиотека Ашшурбанипала.
     Библиотека царя Ашшурбанипала хранила около 30 000 глиняных табличек, исписанных клинописью. Все эти глиняные книги собрали из различных стран. По указам ассирийского царя делались копии с глиняных книг, хранившихся в библиотеках и храмах Вавилона и других городов Междуречья. 
В библиотеке Ашшурбанипала хранились древнейшие книги на шумерском и аккадском языках.
     Каждый лист такой книги был пронумерован, и рядом с номером указывалось название книги, к которой относится лист. Названием книг служили первые слова глиняной рукописи. 
     Кроме этого, на каждой табличке стоял "штамп" библиотеки: "Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, даря Ассирии". В библиотеке Ашшурбанипала были собраны книги, хранящие всевозможные знания. Здесь были и первые грамматики, и книги, содержащие сведения по астрономии и астрологии, географии, сочинения по медицине, исторические хроники, планы домов, отчеты о строительстве, письма, перечни животных, растений, минералов, донесения чиновников и ассирийских шпионов в других государствах, бухгалтерские книги царских хозяйств, жалобы, договоры, документы о покупке и продаже рабов и домов, заклинания и молитвы, древнейшие произведения художественной литературы и многое другое. Каждая книга знала свое место, все они были аккуратно разложены по деревянным полкам библиотеки. Для удобства пользования были составлены специальные каталоги - списки, в которых указывались названия книг и имена авторов всех хранящихся сочинений.
     Дворец Ашшурбанипала сгорел вместе со зданием библиотеки при разрушении города Ниневии во время вражеского нашествия, а таблички стали только прочнее, как обожженные кирпичи, и сохранили до нас древние знания.

     Но глина была тяжела для больших текстов, потребность в которых возрастала. Поэтому на смену ей должен был появиться другой носитель.

     Слайд 7. Древний Египет. Папирус.
     В начале третьего тысячелетия до н. э. в Египте появляется новый носитель, обладающий некоторыми улучшенными параметрами по сравнению с глиняными табличками. Там научились делать почти настоящую бумагу из папируса (высокого травянистого растения). От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: французском и немецком «papier», английском «paper», испанском «papel», белорусском «папера». 
Свитки из папируса наматывались на деревянную палку, вкладывались в специальные футляры и хранились в сундуках или на полках в шкафах. На одном из концов палки висел ярлычок с названием книги, ее содержанием. Позже научились складывать листы папируса вчетверо, образуя компактные «тетради» (по-гречески это и означало «четверки»). Связав вместе несколько таких тетрадей, получали «том» или «кодекс».
     В Древнем Египте роль библиотек исполняли хранилища при храмах и считались средоточием мудрости. Свитки считались священными. На них собирались все самые важнейшие знания египтян. 

    Слайд 8. Над входом в крупное книгохранилище Рамсеса II, основанного примерно в 1300 г. до н. э. около города Фив, древней столице Египта, была написана надпись: «Аптека для души», а на роскошной двери в библиотеку — изображение бога Тота и богини Сешат.

     Во главе библиотек храмов и «домов жизни» стояли жрецы. В разных библиотеках — храмовых, дворцовых, библиотек «домов жизни», школ писцов, служащих— хранились разные по содержанию книги: в библиотеке при храме бога Гора в Эдфу (Верхний Египет) находились в основном культово-религиозные сочинения (заговоры, заклинания, гимны, молитвы, славословия богам), описания деятельности храма, а также астрономические трактаты. Среди папирусов библиотеки храма Себека (г. Теб-тюнис) — произведения изящной словесности, поучения, сказки, сонники, медицинские тексты, деловые документы, письма. Среди этих свитков хранились и первые энциклопедии египтян, или словники. Слова, записанные в таких свитках, группировались по темам: относящиеся к животному миру, миру растений, к медицине, географические названия и прочее. Каждому слову давалось краткое пояснение. 
Многие библиотеки являлись местом обучения. Учебным материалом служили лучшие произведения. Ряд сочинений дошел до нас благодаря тетрадям школьников.
     До наших дней дошло и несколько каталогов библиотек Египта, высеченных на стенах помещений хранилищ.

     Библиотеки Древнего Египта, огромного по тем временам разноплеменного государства, в течение тысячелетий служили хранительницами достижений научной мысли, успехов литературы.

     Однако и папирус, как носитель информации, оказался несовершенен, его недостатком было то, что со временем он темнел и ломался. А в дополнение египтяне ввели запрет на вывоз папируса за границу.

     Слайд 9. Библиотеки античной эпохи. Пергамент.
     Недостатки прежних носителей информации: глины и папируса, стимулировали поиск новых носителей. На этот раз сработал принцип «всё новое — хорошо забытое старое»: в Персии для письма издревле использовался дефтер — высушенные шкуры животных, о чём вспомнили греки.
     Когда египетские правители запретили вывозить папирус в Пергам, пергамцы усовершенствовали процесс выделки шкур и во II веке до н. э. изобрели свой материал для письма. Это был пергамент (или прегамен) – особым образом отбитая, вытертая и заглаженная кожа козлят и ягнят. Из пергамента не склеивали свитки, а складывали тетрадки и сшивали их в книги. Он был гораздо дороже папируса, зато прочней; кроме того, пергамент можно было изготовлять везде, а папирус - только в Египте. Поэтому в средние века, когда вывоз из Египта прекратился, вся Европа перешла на пергамент. 
     Достоинствами нового носителя оказались: высокая надёжность хранения информации, прочность, долговечность (не темнел, не пересыхал, не трескался, не ломался); и многоразовость (например, в сохранившемся молитвеннике Х века учёные обнаружили несколько слоёв записей, сделанных вдоль и поперёк, стёртых и зачищенных, а с помощью рентгена там обнаружился древнейший трактат Архимеда). Книги на пергаменте называли палимпсесты (от греческого — рукопись, писанная на пергаменте по смытому или соскобленному тексту).

     IV-I века до н.э. стали временем пышного расцвета библиотек. Всемирно известны Александрийская и Пергамская библиотеки, созданные в эту эпоху.

     Слайд 10. Александрийская библиотека.
     Центром культуры стала Александрия, столица Египта, где правила династия Птолемеев. Это был огромный благоустроенный город с населением около 1 млн. человек, с широкими прямыми улицами, прекрасными мостовыми, тенистыми парками, с уличным освещением, с системой водопровода и канализации. 
     В начале III в до н.э. Птолемей I создает культурный комплекс Мусейон: университет с учебными залами и жилыми помещениями, обсерватория, ботанический сад, зоопарк – и, конечно, библиотека. Мусейон имел форму прямоугольника, со всех сторон был украшен рядами изящных колонн, между которыми стояли статуи выдающихся писателей и ученых. На содержание Мусейона выделялись специальные средства из царской казны. Главой Мусейона был хранитель библиотеки, который являлся одновременно и воспитателем наследника египетского престола. 
      Птолемей II расширял Александрийскую библиотеку, посылая во все концы света своих людей, которые добывали самые ценные сочинения. Птолемей III издал закон, по которому всякий прибывавший в гавань, был обязан отдать или продать имевшиеся у него книги; их передавали в библиотеку, а владельцам возвращали копии с пометкой об их соответствии оригиналу. 
      Во времена расцвета фонд библиотеки составлял 700–800 тыс. текстов на многих языках. В большом, облицованном белым мрамором зале стояли столы для чтения и письма, а около них – удобные кресла и мягкие ложа. Это было связано не только с созданием комфортных условий для работы, но и со стремлением обеспечить сохранность свитков. 
     В разные годы читателями Александрийской библиотеки были многие выдающиеся деятели античной науки и культуры. 

     Слайд 11. Многие ученые стремились получить здесь работу и совмещать службу в библиотеке с собственной научной деятельностью. По традиции пост хранителя Александрийской библиотеки занимали выдающиеся ученые, философы, поэты.
     Именно здесь многие ученые сделали свои открытия: Евклид создал знаменитую геометрию, Архимед придумал винтовой водоподъёмник, Аристарх предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, Эратосфен точно вычислил окружность нашей планеты, Герофил анатомировал человеческое тело и пришел к выводу, что ум находится в мозгах, а не в сердце.
     Многочисленные помощники библиотекаря имели свои строго определенные обязанности: одни занимались учетом рукописей, другие – их разбором, третьи снимали копии с тех сочинений, которые нельзя было купить, четвертые отвечали за предохранение фондов от моли и сырости. 
     Во II–III в. н.э. из-за войн, пожаров Мусейон приходит в запустение. В 391 г. Библиотека была сожжена фанатиками-христианами. Окончательно уничтожили фонд в 642 г. не менее фанатичные арабы-мусульмане. Халиф Омар – предводитель войска захватившего Александрию – сказал: «Если в этих книгах изложены те же идеи и представления, что и в Коране, значит они излишни. Если же в них содержится то, что не согласно с Кораном, значит они вредны». Тогда воины перенесли все рукописи в бани, где ими стали топить печи. Книг было так много, что топлива хватило для 4 тысяч печей на полгода. 

     Слайд 12. Пергамская библиотека.
     Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда: 200 тыс. списков. Его самую большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. 
      История Пергамской библиотеки завершилась в 43 г. до н.э., когда Пергам уже был провинцией Рима. Марк Антоний, древнеримский военачальник, подарил большую часть библиотеки египетской царице Клеопатре, и свитки попали в Александрийскую библиотеку. Сегодня Пергам (Перегамон) находится на территории Турции и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.

     Слайд 13. Библиотеки времен Римской империи.
     В I в. до н.э. войска Римской империи захватывают Грецию и другие государства. В военных походах книги брались в качестве трофеев. В Риме открываются десятки мастерских по переписке книг; в книжных лавках можно купить произведения авторов из всех стран античного мира. Появляются первые богатые частные библиотеки. В 39 г. до н.э. Александрийскую библиотеку перевозят в Рим, на Авентинский холм, в храм Свободы. Там открывается первая в мире публичная библиотека. 
      К IV в. н.э. в Риме было не менее 30 публичных библиотек. Они располагались в крытых галереях больших мраморных построек, во дворцах, в храмах или вблизи храмов, а также при термах – общественных банях. Развивается библиотечная архитектура и учение об организации работы библиотек. Читатели древнеримских библиотек – поэты, ученые, чиновники, знатные и богатые граждане – могли брать рукописи на дом. Библиотеки располагали каталогами. Составлялись пособия по комплектованию: «О приобретении и отборе книг», «Какие книги достойны приобретения». В Риме были и специальные библиотеки, содержащие рукописи по одной отрасли знания (например, грамматические трактаты). 

     Слайд 14. Древняя Русь
     Береста (верхний слой берёзовой коры) как материал для письма получает на Руси распространение примерно в первой четверти XI века. Буквы прорезывали писалом - костяной или металлической палочкой.
     Береста рассматривалась как непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). 
     К концу XVI века на Руси появляется своя дешёвая бумага и береста выходит из употребления. 

     Слайд 15. Изобретение бумаги
     Родиной бумаги принято считать Китай. Впервые её изготовили в 105 году н. э. Способ производства бумаги можно сказать не очень изменился и до сих пор. Для изготовления бумаги в древние времена использовали древесные волокна, солому, траву, мох, тряпьё, паклю, растительные отходы и т. п. И сейчас при производстве бумаги в основном используется уже использованная бумага, древесные отходы, тряпьё и прочее.

     Слайд 16. Библиотеки средневековья.
     Как и в древние времена, в средние века книги хранились, прежде всего, в библиотеках. Они, правда, не были уже такими большими, как в Александрии или Риме: собрание в 500-1000 рукописей считалось большой редкостью. 

     Слайд 17. Первыми в Западной Европе в V—VI веках возникли монастырские библиотеки. В это время появилась даже поговорка: «Монастырь без библиотеки то же, что военный лагерь без вооружения». Во многих монастырях при вступлении в братство монаху полагалось внести рукописную книгу. Также книги создавались в собственных монастырских скрипториях (мастерских по переписке книги). Хранились они в шкафах, на полках и в сундуках, где их заворачивали в материю. Комната для хранения и чтения книг оборудовалась специальными прочными столами — пюпитрами, на которых было удобно разложить книгу. Чтобы рукопись не украли, ее буквально «приковывали»: переплет книги прикрепляли цепочкой (а иногда и цепью) к столу-пюпитру или стене комнаты. В описях для особо ценных книг использовался специальный термин «прикованные книги». Рукописи охранялись не только цепями и замками, но и заговорами и заклятьями. На одной из таких книг сохранилась надпись настоятеля монастыря о том, что похититель книги будет «наказан плетью, заболеет оспой, холерой, гадкой сыпью и приобретет горб». Кн