Выбор книг в библиотеке. Структура  книги

2 класс

Цели: познакомить учащихся со структурой книги, Развивать навыки работы с книгой.

Задачи:

1. Знакомство с новыми терминами и понятиями

2. Справочный аппарат книги

3. Роль иллюстраций в книге

Содержание темы:  знакомство с правилами пользования библиотекой, привитие навыков самостоятельного выбора книг, знакомство со справочной литературой, с основными элементами книги: обложка, титульный лист и т.д.. внешнее оформление книги. Справочная и энциклопедическая книга. Приемы поиска информации в справочном издании, ориентация в книжном пространстве, навыки выбора. Презентация к уроку. 

Ход урока:

1 слайд. Добрый день. Как много в мире хороших, интересных, умных книг. Кажется, ни одна не похожа на другую. Но между разными книгами много общего, потому что, например, существуют правила, по которым строятся книги. Давайте вспомним, что мы уже знаем о их строении. Откройте, пожалуйста, каждый свою книгу и внимательно посмотрите. Из чего же она состоит? (Ответы обучающихся: обложка, иллюстрации, фамилия и имя автора, заглавие книги, страницы).

 Сегодня мы с вами узнаем подробнее о книге, о её структуре. Посмотрим на книжную выставку "Как много в мире прекрасных книг”. Здесь мы видим много ярких, красивых книг. Всякое знакомство с книгой начинается с ее «одежды»: переплета или обложки. Зачем же нужна обложка, как вы думаете? Она бывает мягкая и называется «обложка», а бывает твердая из картона, и тогда называется «переплет».

2 слайд. А иногда поверх обычного переплета делают дополнительную обложку из бумаги. Она охраняет основную, украшает ее и называется «суперобложка». Так же она служит элементом книжного оформления и рекламы книги. Чаще всего суперобложка встречается на очень дорогих или подарочных книгах. В старину переплеты делались из кожи и украшались тисненым рисунком.  А что же находится под супер-обложкой?

(Ответы обучающихся).

3 слайд. Впервые книги в твёрдых бумажных переплётах появились в России в середине 18 века. Как вы думаете, зачем книге обложка? Книга как человек должна быть в одежде. Книги одевают в твёрдые обложки, чтобы дольше служили людям, а в мягких корочках они быстро рвутся, чаще требуют ремонта. Только ли для этого нужна обложка? Какую информацию можно узнать, внимательно её рассмотрев. (Ответы обучающихся)

4 слайд. Название книги может рассказать нам, о чём она. Ребята, какие книги вы любите читать? Конечно же  сказки, стихи, приключения, рассказы о животных, о дружбе. Давайте откроем книгу. Перед собой мы видим  титульный лист.

5 слайд. Что же это такое? Это первый двухстраничный лист книги, на котором напечатаны фамилия, имя автора, заглавие книги, издательство, год издания. С титульного листа читатель начинает изучать книгу. Эти данные дают нам первое представление о книге. На титульном листе мы видим и фамилию и имя иллюстратора книги или целую группу иллюстраторов, а если книга иностранная, то мы видим и фамилию переводчика книги. (Ребята знакомятся с титульным листом: читают, рассматривают). Какие же тайны откроет нам книга дальше? Теперь обратите ваше внимание на самый вверх титульного листа. В некоторых книжках указывается еще и название серии. Серия – это несколько книг, объединенных одной темой. Например «Я познаю мир», «Сказка за сказкой» и т.д.  Перелистнув страничку, на обороте титульного листа, мы видим мелким шрифтом написанный текст. Это аннотация.

6 слайд. Давайте прочитаем, что же оно означает. Аннотация – краткое содержание книги. Аннотации чаще всего печатаются на обороте титульного листа или в конце книги.  Из аннотации можно узнать, о чем эта книга, кто ее главные герои, для кого написана книга, иногда есть сведения об авторе и его произведениях. Найдите аннотации в ваших книгах. Что вы из них можете узнать? Давайте прочитаем несколько аннотаций. А что же за текст открывается перед нами дальше?

7 слайд. Предисловиеэто статья, помещенная перед основным текстом книги. Предисловие обычно больше и подробнее аннотации. Иногда его пишет сам автор:

  • указывает на достоинства данной книги.
  • рассказывает об эпохе, отраженной в произведении.
  • объясняет структуру книги (Каждый пункт кратко комментируется.)

Далее, следует основной текст книги. Рассмотрим его внимательно. Текст книги сопровождается иллюстрациями.

8 слайд. Если книга яркая, красочная, то это заслуга художника. Ребята, а для чего нам нужны иллюстрации? Правильно. Чтобы ярче представить содержание того или иного эпизода, написанного автором. Иногда книги иллюстрирует сам автор. Фамилия художника – иллюстратора указывается на титульном листе.

9 слайд.  И вот теперь мы подошли к главному ключику книги - это справочный аппарат книги. Некоторые из вас, ребята любят читать детскую научно-познавательную литературу, которая есть у нас в библиотеке. И в каждой такой книге есть свой справочный аппарат. Что же он из себя представляет?

  • Указатель имён.
  • Предметный указатель.
  • Хронологический аппарат.
  • Словарь терминов.
  • Географических названий.

10 слайд.  И завершая наше путешествие, рассмотрим последние странички книги. Как правило, там помещается оглавление или содержание. В нем перечисляются названия рассказов, сказок, глав, которые есть в книге, и указываются страницы, на которых можно найти начало каждого рассказа или главы.

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте с вами вспомним, что мы сегодня изучили.

11 слайд. Информационная викторина.

А для закрепления нашей темы мы посмотрим с вами сказку про девочку Катю. Презентация. "Как Катя в книге побывала". (Читать)