1 слайд:  История носителей информации: от папируса до компьютера

Цель: формирование представления о книге как источнике информации и знаний.
Задачи:
познакомить с понятием информации;
раскрыть роль информации в жизни человека;
 проследить историю возникновения книги – от глиняных табличек, папируса, пергамента до современных изданий в компьютерном исполнении.
Оборудование: компьютер, DVD,плакат со схемой истории и трансформации книги. Презентация к уроку

Когда вы держите в руках какую-нибудь книгу - задачник по математике или сборник интересных волшебных сказок, вам, наверное, и в голову не приходит мысль о том, какую длинную историю имеют все книги вообще и каждая отдельно. Об этом можно рассказать много интересного.
- Как же выглядела самая первая книга?
2 слайд. Ребята, мы знаем, что у древнего человека книг не было. С чего же все началось как люди в древности передавали информацию? Первая книга была совсем не похожа на современные книги. У нее были руки, ноги и голова, она умела говорить и даже петь. Это была «живая книга»- человек- книга .В те времена люди не умели ни читать, ни писать, все законы, верования все предания старины хранились в памяти людей. Дед рассказывал своему внуку, а тот своим детям. Некоторые эпизоды из преданий забывали, добавляли новые героические подвиги, приписывая их герою, который никогда их не совершал. Так возникли сказки, легенды. Людей, рассказывающих или поющих под аккомпанемент какого-нибудь инструмента, называли сказителями. А у нас на Руси их стали называть баянами.
У некоторых богатых людей были даже живые библиотеки из книг-людей. Такая большая библиотека была у богатого римского торговца Ицелла. Каждый человек был какой-нибудь книгой. Один , например, рассказывал о мудром царе Одиссее, другой – о храбром Прометее. Но это было конечно неудобно. Много прошло времени, прежде чем эти сказания записали.
Плохо было людям без письменности. Для того чтобы передать весть из одного племени в другое, посылался гонец "живое письмо”, который выучивал наизусть сообщение.
Кто из вас, ребята, видел, как старые люди - бабушка или дедушка - завязывают на носовом платке узелок "для памяти” т.е. чтобы не забыть, что нужно сделать? А ведь такое узелковое письмо существовало когда-то, задолго до того, как люди научились писать. На толстой веревке или палке привязывали рядами короткие разноцветные шнурки, на которых завязывались узелки.Красный - война, кровь; белый - мир, здоровье; черный - смерть, болезнь; зеленый - урожай, хлеб; желтый - солнце; синий — море, вода.
3 слайд. Придумали узелковое письмо индейцы страны Перу, в Южной Америке. Узелковое письмо называлось "кипу”, ему обучались дети, но прочесть его было нелегко, поэтому всегда с письмом посылали вестника, который объяснил его содержание! Выглядело оно так: на толстую веревку привязывали, как бахрому, тоненькие разноцветные шнурки разной длины. На этих шнурках и завязывались узелки. Чем ближе к толстой веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой он говорил. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, красный - войну, желтый - золото, зеленый - хлеб. У других индейских племен шнурки были заменены разноцветными раковинами, нанизанными на нитки. Называлось оно "вампум".
Обозначение цветов из узелкового и раковинного письма дошло и до наших дней. Разноцветные сигналы применяются у нас на железной дороге, во флоте, на перекрестках улиц. Вспомните, что означают три цвета в светофоре. /Ребята отвечают/.
4 слайд. В то далекое время из вещей составляли целые письма. Скифы, населявшие в древности южную Россию, послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персидский царь решил: «Неужели они решились сдаться нам? Они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со своими стрелами свою храбрость и силу». Но на самом деле смысл был следующий: «Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю как мыши, прыгать по болотам как лягушки? Если не умеете, не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите в нашу стран». Такое письмо само ничего не рассказывало, оно только помогало вспомнить, что надо сообщить.
Как видите, ребята, способов передавать известия было очень много. Но как же были изобретены буквы?
5 слайд. Сначала люди вместо того, чтобы писать, рисовали, сколько мамонтов или других диких животных они убили, изображали целые сценки, происходящие на охоте. Колдуны и шаманы рисовали изображение зверя, на которого собиралось охотиться племя, и поражали его копьем во время заклинаний.
6 слайд. В последствии были найдены целые рассказы в картинках на стенах древних пещер. Из картинок на камне мы узнали о жизни доисторических людей, о их борьбе с дикими зверями, о случаях на охоте. Но каждый раз рисовать фигуры целого мамонта или какой-либо другой предмет было долго, тогда люди стали рисовать часть предмета или голову животного. Со временем рисунки стали изображать не целиком слово, а его часть, первый слог, а потом и первый звук этого слова. Вместе быка стали рисовать только его голову. Голова с рогами превратилась в три черточки, или А.
7 слайд. Древний народ шумеры называли быка Алеф. Вот откуда буква А. Позже образовалась азбука, которой учат вас сейчас в школе. Но это превращение было очень долгим и сложным.
В древнем Египте очень давно существовала письменность, но разгадать эти древние египетские письмена, дошедшие до нас на стенах разрушенных храмов, - гробниц царей, на папирусных свитках, ученые долго не могли. И если бы не нашли плиты с надписью на 2-х языках - греческом и египетском, то может быть и сейчас мы не знали бы тайну египетских иероглифов.
8 слайд. Иероглифы - это слова-картинки. Из таких картинок знаков - состояла древняя египетская письменность. Она была очень трудна. Нужно было учиться несколько лет, что запомнить все знания. Да и писать их было нелегко. Но только через тысячи лет древнее египетское письмо превратилось в азбуку. Для азбуки использовали часть иероглифов, а некоторые буквы придумали заново. Запомним: впервые азбуку создали в Египте. Древнее же иероглифическое письмо сохранилось и до наших дней. Например, в Китае до сих пор пишут иероглифы.
9 слайд. На Русь египетская азбука попала в очень измененном, совершенно неузнаваемом виде. А к нам из Греции буквы принесли монахи Кирилл и Мефодий. Они решили отправится в Моравию проповедовать христианство славянам. Перед отъездом они перевели на славянский язык те страницы церковных книг, которые были им нужны для богослужения. Братья изобрели славянские буквы. Большую часть они взяли из своего греческого алфавита, некоторые  (напрмер Ш и Ц) - из еврейского, а кое-какие придумали сами.

10 слайд. А самой первой книгой была каменная. Каменная книга - самая большая в мире. Ее страница - 40 метров шириной.Первобытные люди рисовали на камне, а это делать было невероятно трудно, никаких письменных принадлежностей не было и нужно приложить немало усилий, чтобы выцарапать на камне изображение животного или человека. В древних государствах - Египте, Урарту каменотесы высекали на камнях хвалебные надписи царям и полководцам. Это был тяжелый труд. Камень был очень неподходящим материалом для письма. Тогда люди придумали глиняные книги.
На серых глиняных дощечках трехгранной заостренной палочкой писали текст, а потом эти плитки обжигали в печах, как обыкновенные глиняные горшки. Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много - несколько сотен. Все они пронумеровывались, а сверху на каждой ставилось название книги. У Ассирийского царя Ассибанипала была огромная глиняная библиотека. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.
В начале третьего тысячелетия до н.э. появляется новый носитель информации, который обладает лучшими качествами, по сравнению в глиняными табличками.
11 слайд. Так научились делать почти настоящую бумагу – папирус. Это длинные полосы, склеенные из стеблей растения лотоса, растущего на болотистых берегах Нила. Папирусные ленты были в 100 и больше метров длиной.Стебель папируса разделяли иглой на тонкие полоски. Эти полоски приклеивали затем одну к другой так, чтобы получилась целая стрничка. Склеив один ряд полосок, обрезали концы и потом клали сверху другой ряд - поперек. Сделав пачку листьев, ее пресовали, положив сверху какую-нибудь тяжесть. Потом листки высушивали на солнце и отпалировывали клыком или раковиной.  Сложить из папируса книги нельзя, он ломается на сгибе. Поэтому написанные на папирусах книги свертывали в трубки и хранили в специальных круглых футлярах. Писали книги краской - красной и черной. Занимались этим писцы "скрибы". Написанное на папирусе можно было легко смывать губкой, иногда писцы вместо губки пользовались языком. Рассказывают, что один из римский императоров, если написанные в его честь стихи не нравились ему, заставлял неудачливых поэтов вылизывать тексты своих произведений.
12 слайд. Папирус изготовлялся только в Египте и стоил он очень дорого, поэтому в других странах, расположенных далеко от Египта, придумали новую книгу - из воска. Эта книга состояла из ряда скрепленных друг с другом дощечек с углублением в средине, заполненном воском. Писали по воску стальной палочкой "стилем". До сих пор сохранилось это название - про писателей говорят, что у него хороший стиль /т.е. хорошо пишет/, несмотря на то, что стили давно вышли из употребления.
13 слайд. Еще в те времена, когда папирус был во всей своей славе, у него появился могучий соперник - пергамент. Это хорошо выделанная кожа - овечья или телячья. Сырую шкурку - козью, овечью или телячью - вымачивали сначала в воде, чтобы сделать ее помягче. Потом соскабливали ножом мясо и клали в воду с золой. после такой обработки шерсть легко снималась ножом. Готовую шкуру натирали мелом и выглаживали пемзой.На кожах писали пастушеские народы с давних пор. А вот сделали из кож книгу первый раз по приказу правителя Пергамского царства в городе Пергаме – и новый материал для письма стал называться пергаментом. А произошло это так: пергамская библиотека стала быстро расти и догнала первую в мире по величине библиотеку в египетском городе Александрии.
14 с
лайд. Прошли века и люди научились делать бумагу. Родиной бумаги является Китай. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Китайцы долго держали в секрете способ изготовления бумаги. Материалом для бумаги служили волокна бамбука, некоторые травы. Поместитв материал в каменную ступу, китайцы растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу. Формой для отливки им служила рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек  и шелковых нитей. Налив в форму немного кашицы, китайцы принимались трясти форму во всех направления, чтобы волокна переплелись и образовался войлок. Вода стекала, а на сетке оставался серый бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на солнце. За разглашение тайны грозила смертная казнь. Бумага была в сотни раз дешевле кожи, но и на бумаге книги писались от руки. Работа продвигалась медленно, писали гусиными перьями. Готовые книги перерплеты одевали в обложку, украшали драгоценными камнями, золотыми застежками. Вот такая была дорогая книга. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет.
Печатные книги возникли не сразу:
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука, и так продолжалось века и века
На свете доли не было печальнее писца,
Не видя света белого, писал он без конца,
Бедняга обессиленный трудился, сжав уста,
В руках перо гусинное, папирус, береста.
Ни звезд, ни солнца красного почти не видел он.
Трудов писца несчастного не охранял закон.
Без друзей, без жены, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку
Перепишет всего пару книг,
И, глядишь, уже дряхлый старик.
Ах книги рукописные, ах, древние века!
Никто еще не выдумал печатного станка, 
на свете доли не было печальнее писца.
Но тут, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок,
И стала доступнее книга в сто крат,
И был человек этому рад.
15 слайд. Спрос на книги все возрастал, вот тогда в городе Майнце Иоганном Гутенбергским был изобретен первый печатный станок и напечатана первая книга. За час на этом станке можно было напечатать 16 страниц книги.
16 слайд. Ш
ло время. Ширилась, богатела Древняя Русь. Для строительства городов понадобились умные книги, чтобы узнавать законы, да учить детей господских грамоте. А правил тогда государь всея Руси царь Иван Грозный. Услышал он , что есть диво – дивное, которое книги печатает. Буквы льют из металла и набирают их в строчки. И повелел царь построить в Москве Печатную избу.
17 слайд. И поручил это дело Ивану Федорову. Иван Федоров был образованным человеком, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком и переплетчиком. 10 лет он работал над устроением Печатного Двора. Первая книга , набранная в 1564г. на печатном дворе, называлась «Апостол», на ее создание ушел целый год. Этот год и считается началом всего русского книгопечатания.
С того далекого времени прошло много лет. Теперь в нашей стране тысячи типографий. И книг у нас стало больше, которые радуют глаз цветными переплетами и картинками.
Вот такая длинная
история получилась о том, как люди научились писать: от первого рисунка на камне до печатного станка. И вы, ребята, узнали какой длинный путь прошла книга, чтобы стать такой, какой она выглядит сегодня.
Для закрепления данного материала предлагаем вам ответить на вопросы викторины "Что мы знаем об информации и ее носителях".