Модуль «Поиск информации.
Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки»
6-ой класс
Цели:
- формирование понятия о библиотеке как информационно-поисковой системе;
- знакомство со справочно-библиографическим аппаратом библиотек и его ролью при поиске информации;
- формирование умений и навыков использования каталогов как информационно-поисковых инструментов;
- формирование умений и навыков поиска, оценки и извлечения информации.
Содержание:
Система библиотек и информационных учреждений: научные, универсальные, учебные библиотеки. Принципы систематизации информации в библиотеке. Библиотечно-библиографическая классификация и ее использование в библиотеках. Полочные разделители.
Понятие справочно-библиографического аппарата библиотеки. Назначение и принципы построения библиотечных каталогов. Поиск информации в библиотеках. Виды каталогов. Алфавитный каталог, его назначение. Систематический каталог и его функции. Систематизация книг по отраслям знаний. Разделители, отражающие структуру каталога. Алфавитно-предметный указатель. Систематическая картотека газетно-журнальных статей.
Электронные каталоги. Ключевое слово. Поисковый запрос и схема его выполнения. Информационно - поисковые системы.
Понятия:
библиотечные фонды, шифр книги, библиотечно-библиографическая классификация, каталог, картотека, электронный каталог, поисковый запрос, ключевое слово, стратегия информационного поиска, Интернет, электронная библиотека.
Умения и навыки:
поиск документов в фонде библиотеки с использованием принципа ББК, выбора информационно-поисковой стратегии.
Занятие 1. Принципы систематизации информации в библиотеках
Задачи:
- познакомить с системой библиотек и информационных центров;
- расширить и закрепить знания об особенностях систематизации информации в библиотеках;
- сформировать умения использовать ББК;
- сформировать умения поиска информации в фонде библиотеки;
- сформировать стратегии информационного поиска.
Форма проведения: лекция, тест, показ презентации.
Оборудование:
- комплект книг на каждую парту.
Ход занятия
Слайд 2. Библиотекарь объявляет цели и задачи урока, которые заключаются в том, чтобы узнать ответы на вопросы: Какие бывают библиотеки? Как систематизируется информация в библиотеках? Что такое библиотечно-библиографическая классификация? Каковы стратегии информационного поиска в библиотеках? Обучающиеся должны научиться определять предмет поиска и правильно выбирать ключевое слово.
Система библиотек
Какими библиотеками вы пользуетесь? А какие еще знаете библиотеки?» Система библиотек включает:
- школьные
- городские (районные)
- областные универсальные (национальные)
- научные
- специализированные библиотеки
Почему существует такая разветвленная система библиотек и информационных учреждений? Потому что информации много, каждая библиотека не может хранить бесконечное количество информационных ресурсов и источников информации. Кроме того, это позволяет точнее отбирать информацию для конкретной категории читателей и пользователей (привести примеры разных библиотек).
В библиотеках хранятся сотни миллионов книг, журналов и других документов. Как найти нужный нам документ? Каждая библиотека - это большая информационно-поисковая система. Давайте вспомним принципы систематизации информации в библиотеках.
ББК
Слайд 3. Информация в библиотеках хранится по определенному принципу - отраслевому. Отрасль - отдельная область науки, знаний (например, математика, история, биология). Для того чтобы библиотекари и читатели могли легко ориентироваться в фонде, во всех библиотеках книги распределяются на основе специальных таблиц, которые называются классификацией. Большинство библиотек, в том числе школьные, используют Библиотечно-библиографическую классификацию (ББК). Это специальные таблицы, в которых конкретная отрасль науки (предмет) обозначается цифрами. Таблицы ББК предусматривают дробное деление, чтобы учесть самую разнообразную тематику. Чтобы читатели могли ориентироваться в фонде, обозначения отделов ББК в библиотеках обычно помещаются сбоку на стеллажах. Когда книга поступает в библиотеку, библиотекарь первым делом смотрит, в какой отдел ББК ее определить.
Слайд 4. Для того чтобы найти самостоятельно в фонде ресурсы по теме интересующего нас поиска, мы должны определить его предмет. Например, вы хотите научиться водить автомобиль с помощью самоучителя. Отправляетесь в библиотеку и замирает в растерянности перед обилием полок с книгами. Потом вспоминаете, что все книги систематизированы. В какой же отдел вам нужно обратиться? Правильно! Туда, где собраны книги о транспорте. Однако на боковом стелажном списке нет отдела «Транспорт». Как же быть? Нужно искать более широкое понятие, которое вбирает в себя транспорт. Это будет раздел «Техника. Технические науки». Внутри этого раздела можно найти более дробное деление.
Таким образом, цепочка для поиска будет следующей: ключевое слово (автомобиль) - предмет (транспорт) - отдел ББК (техника). Если знать, что в библиотеках существует раздел «Техника», тогда попробую сузить поиск и буду рассуждать сле¬дующим образом: автомобиль - транспорт техника.
(Для закрепления библиотекарь предлагает вопрос, учащиеся дают «цепочку» рассуждений для поиска, при этом ориентируются на отделы ББК, в помощь предлагается слайд с структурой ББК).
Структура ББК
1 Общенаучное и междисциплинарное знание
2 Естественные науки
20 Естественные науки в целом
22 Физико-математические науки
22.1 Математика
22.2 Механика
22.3 Физика
22.6 Астрономия
24 Химические науки
26 Науки о Земле
28 Биологические науки
3 Техника. Технические науки
4 Сельское и лесное хозяйство
5 Здравоохранение. Медицинские науки
6/8 Общественные и гуманитарные науки
60 Общественные науки в целом
63 История. Исторические науки
65 Экономика. Экономические науки
66 Политика. Политическая наука
67 Право. Юридические науки
68 Военное дело. Военная наука
70/79 Культура. Наука. Просвещение
81 Языкознание
83 Литературоведение
84 Художественная литература
85 Искусство
86 Религия. Мистика. Свободомыслие
87 Философия
88 Психология
9 Литература универсального содержания
Слайд 5. Но достаточно ли знать только предмет для поиска информации? В библиотеке может быть 200 книг о транспорте. Когда книг очень много, классификация предлагает более узкие темы для поиска. Эти темы фиксируются на полочных разделителях. Поэтому после того, как находят нужный отдел, смотрят, не разбит ли он на подразделы, и ищут среди них подходящий.
Но и это еще не все. За разделителем могут стоять 50 книг. Как найти нужную? Очень просто, потому что каждая из этих книг имеет свое место - внутри отделов книги расставляются по алфавиту.
Шифр книги
Слайд 6. Вот поэтому каждая книга, которая поступает в библиотеку, получает определенный шифр, который пишется в левом верхнем углу на книге. Шифр состоит из двух частей: верхняя указывает отдел фонда (цифры по ББК), в котором хранится книга, нижний - место книги на полке (авторский знак: он необходим для алфавитной расстановки книг на книжных стеллажах внутри отдела). Индекс и авторский знак вместе - это шифр книги, её адрес. Зная его, можно без труда найти книгу на полке.
Слайд 7. Этот шифр пишется на книгах и Слайд 8. на каталожных карточках, которые пишутся на каждую книгу. Карточки помещаются в каталоги и картотеки. Сейчас они заносятся в компьютер, в электронный каталог или базу данных.
(Каждому школьнику предлагаются одна - две книги, чтобы он «разгадал» шифры).
Стратегии информационного поиска.
Слайд 9. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы найти нужную книгу в фонде библиотеки? Существует несколько путей поиска информационных ресурсов в библиотеках. Для начала можно использовать следующую стратегию поиска:
1. Вопрос - определение предмета идентификация отдела ББК - поиск в фонде - работа с документами.
А как быть в случае, если задание получено, но не совсем понятен его предмет? Например, учитель задал задание написать сообщение на тему «Флора и фауна Катманду». В этом случае лучше всего будет обратиться к справочной литературе, найти, что означают слова «флора», «фауна», «Катманду», а уже затем определить отдел ББК и идти в фонд:
2. Энциклопедия - определение предмета поиска - фонд - поиск документа - работа с документами.
Все книги, которые поступают в библиотеку, не только шифруются, но и записываются в каталоги. Когда фонд библиотеки очень большой, по-настоящему эффективной будет следующая поисковая стратегия:
3. Запрос - каталог - фонд - поиск документов - работа с документами.
Но о каталогах мы поговорим на следующем занятии. А пока ответим на вопросы теста.
Слайд 10. Тест «Библиотека как информационно-поисковая система»
1. К какой категории ты отнесешь школьную библиотеку? (Отметь галочкой один ответ.)
- научная
- специализированная
- национальная
- учебная
2. Что такое ББК? (Отметь галочкой один ответ.)
- библиотечно-библиографическая картотека
- библиотечно-библиографическая классификация
- библиографическая и библиотечная карточка
- затрудняюсь ответить
3. Для чего ББК нужна в библиотеках? (Отметь галочкой один ответ.)
- для систематизации информации
- для обработки литературы
- для расстановки книг
- затрудняюсь ответить
4. По какому принципу построена ББК? (Отметь галочкой один ответ.)
- по алфавитному
- по возрастному
- по отраслевому
- затрудняюсь ответить
5. Какие стратегии поиска информации ты знаешь? Перечисли, пожалуйста.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Что такое шифр книги? (Отметь галочкой один ответ.)
- значок, указывающий место книги на полке
- буквенное обозначение фамилии автора книги
- адрес книги, который указывает отдел и место книги на полке
- затрудняюсь ответить
Занятие 2. СБА (справочно-библиографический аппарат библиотеки)
Задачи:
- познакомить с СБА библиотеки;
- показать алгоритмы поиска информации через СБА библиотеки;
- научить пользоваться каталогами.
Форма проведения: лекция, практическое задание, показ презентации.
Предварительная подготовка: библиотекарь просматривает фонд литературы и составляет карточки с заданиями практического занятия по поиску информации через СБА библиотеки, обеспечивается свободный доступ к электронному каталогу библиотеки.
Ход занятия
Слайд 2. Что такое СБА? Это:
- словари, энциклопедии, справочники
- алфавитный каталог
- систематический каталог
- электронный каталог ИРБИС
Слайд 3. Самый простой и эффективный способ получения краткой, но точной характеристики интересующего предмета - обращение к справочной литературе: словарям, справочникам и энциклопедиям. Здесь можно найти характеристику любой темы или предмета, и, возможно, список литературы по данному вопросу.
Слайд 4. Карточные каталоги (печатные каталоги)
- алфавитный каталог (АК)
- систематический каталог (СК)
- алфавитно-предметный указатель (АПУ)
Слайд 5, 6, 7. Алфавитный каталог (АК) отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг. Алфавитный каталог нужен, если необходимо узнать, есть ли в библиотеке конкретная книга или книги какого-то автора. На каждом ящике каталога имеется этикетка с указанием букв алфавита или слогов, с которых начинается первое и последнее описание книг в данном ящике.
Каталожная карточка – носитель информации в карточных каталогах и картотеках, предназначенный для оформления библиографической записи, при необходимости – других сведений. На каждой карточке проставлен шифр (условное обозначение места хранения документа, в виде сочетания буквенных и цифровых знаков), на обратной стороне инвентарный номер книги.
Слайд 8, 9, 10. Систематический каталог (СК) раскрывает содержание фондов библиотеки по отраслям знаний.
Систематический каталог разбит на отдельные части, которые представляют отдельные отрасли знания и имеют индексы - условные цифровые обозначения (по таблицам ББК).
Научиться пользоваться систематическим каталогом поможет знание основных разделов (отраслей знаний). Познакомившись с перечнем разделов каталога, можно выяснить, в каком отделе каталога можно найти книги об автомобилях, о балете, о спорте и т. д. На каждом ящике каталога имеется этикетка с указанием систематических разделов, с которых начинается первое и последнее описание книг в данном ящике.
На каждой карточке проставлен шифр (обозначение места хранения документа, в виде сочетания буквенных и цифровых знаков) и инвентарный номер книги.
Некоторые издания имеют несколько индексов и отражаются в каждом разделе систематического каталога.
Слайд 11, 12. ББК – библиотечно-библиографическая классификация.
Таблицы классификаций — это пособие, предназначенное для определения классификационных индексов с целью упорядочения документов в фонде и библиографической записи в систематическом каталоге в соответствии с используемой в библиотеке системой классификации.
Слайд 13. Алфавитно-предметный указатель (АПУ) помогает читателям определить раздел ББК, в котором находится интересующая его тема, предмет, понятие.
Практически в каждой библиотеке есть карточный (печатный) АПУ, на его карточках стоит всего по одному слову и расположены они в порядке строгого алфавита наименования предметов и понятий, а рядом со словом указан индекс, под которым его можно найти в систематическом каталоге.
В энциклопедиях, словарях, справочниках также есть АПУ и располагается оно в конце книги в порядке строгого алфавита наименования предметов и понятий с указанием страниц, на которых находится статья на эту тему.
Слайд 14. Электронный каталог «ИРБИС»
§ 1. Автоматизированное рабочее место (АРМ) Читатель
§ 2. Поиск в электронном каталоге
§ 3. Поиск в электронном каталоге для новичков
Слайд 15. Автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) ИРБИС. Электронный каталог (машиночитаемый) ИРБИС даёт возможность:
- совместить в нём одном целый ряд традиционных (печатных карточных) каталогов,
- позволяет производить поиск одновременно по значительному количеству параметров,
- существенно облегчить и убыстрить работу сотрудников библиотеки и обслуживание читателей.
Читатели получают доступ в каталог через автоматизированное рабочее место (АРМ) «Читатель».
Слайд 16-23. Алгоритм поиска в электронном каталоге
Шаг 1. Вход в АИБС ИРБИС через АРМ Читатель
Шаг 2. Регистрация читателя
Шаг 3. Выбор базы данных
Шаг 4. Выбор вида поиска
Шаг 5. Ввод ключа
Шаг 6. Выбор термина запроса и выполнение запроса
Шаг 7. Просмотр запроса
Слайд 24-28. Поиск для новичков: вход – регистрация – выбор базы данных – выбор режима «для чайников» - ввод ключевого термина – просмотр выполненного запроса.
(Для закрепления проводится практическое занятие. Каждому обучающемуся даётся карточка с заданиями для практической работы с каталогами (печатными и машиночитаемыми). После самостоятельного выполнения задания обучающийся рассказывает алгоритм поиска информации).