Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации»

7-ой класс

     Цели:
- расширение знаний об особенностях использования различных информационных ресурсов;
- углубление знаний о различных методах обработки информации;
- формирование умений и навыков поиска, оценки, обработки и использования информации;

     Содержание: 

     Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Гипертекст. Электронные словари, справочники, энциклопедии. Достоинства и недостатки электронных носителей информации. 
     Информация на традиционных носителях. Основные виды изданий: периодические, непериодические. Основные типы литературы: учебная, справочная, научная, научно-популярная, художественная.
     Справочная литература. Типы справочных изданий для учащихся. Энциклопедии универсальные и отраслевые. Справочный аппарат энциклопедий. Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними. 

     Понятия: 
научно-справочный аппарат книги, библиографические ссылки, библиографический список, гипертекст, электронные издания.

     Умения и навыки: 
- оценка, обработка и использование информационных ресурсов на различных носителях;
- использование справочных изданий;


 Особенности различных типов и видов информационных ресурсов. Справочная литература

     Задачи: 

- научить идентифицировать информационные ресурсы;
- сформировать умения работы со справочными изданиями.

     Оборудование:
словари, справочники, энциклопедии, журналы, художественная литература для выполнения заданий.

     Форма организации занятий: лекция, практическое занятие, показ презентации.

     Предварительная подготовка: 
перед занятием библиотекарь подбирает максимально возможное количество информационных ресурсов для работы (печатных и электронных): справочные издания, научно-популярные издания, где можно найти необходимые данные.

     Ход занятия

     Слайд 2. Обучающимся предлагается ответить на вопрос «Для чего нам нужна информация?» и вместе с ними выделяются цели использования информации: расширение кругозора; учебная деятельность - подготовка домашнего задания; приобретение новых знаний; приобретение навыков доступа к информации, развлечение (времяпрепровождение), отдых и др.

     Слайд 3. Особенности различных типов литературы.
     Предлагается сравнить информацию в различных ресурсах и посмотреть, влияет ли цель и назначение информации на стиль её изложения.

    (Обучающиеся получают различные информационные ресурсы - словари, энциклопедии, научно-познавательные издания, журналы, художественное произведение и одинаковое задание).

     Главная цель - напомнить о том, что информация подается по-разному в различных типах информационных ресурсов. После анализа ответов делается вывод о том, что выбор информационных ресурсов зависит от информационной потребности, конечной цели, которая ставится при поиске информации. 

     Информационные ресурсы можно анализировать на основе критериев:
• назначение (цель) - развлечение, познание, учение;
• информативность - полнота, количество конкретных фактов и сведений;
• достоверность - наличие справочного аппарата, наличие примеров, ссылки на подтверждение фактов;
• объем текста - краткий, подробный;
• язык текста - образный, научный, разговорный;
• способ подачи материала - стиль речи, оформление, характер иллюстраций.

     Слайд 4. Справочная литература.
     Подробно рассматриваются различные типы литературы и переходят к разговору о справочной литературе.
     Справочная литература - это словари, справочники и энциклопедии. Справочная литература содержит краткую и точную информацию о предметах и явлениях. Особенностью справочных изданий является алфавитное расположение сведений, краткость, сжатость изложения, строгость языка.

     Слайд 5, 6. Словарь - это издание, содержащее собрание слов, систе¬матизированное в алфавитном, тематическом порядке или по другому признаку с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.
Словари бывают филологические, энциклопедические, терминологические. Филологические словари предлагают сведения об ударении, написании, произношении, происхождении, толковании слов.
     В орфографических словарях показано, как правильно писать то или иное слово. Слово «орфографический» образовано от греческих слов «орфос» - правильно и «граф» - пишу.
     Толковые словари - объясняют происхождение слов. Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем содержится краткое толкование значения каждого слова, приво¬дятся примеры употребления слова в речи.
     Словарь иностранных слов включает те слова, которые пришли к нам из чужих языков. Словарь не только толкует значение того или иного слова, но и дает разные другие сведения об этом слове.
     Этимологический словарь рассказывает о происхождении слов, их древнем значении.
     В терминологических словарях заключены термины любой науки, включающие строго ограниченный комплекс сведений. К терминологическим словарям можно отнести энциклопедические словари.
     Энциклопедические словари - научное справочное издание, представляющее собой систематизированный свод знаний в какой-либо области. Объектом описания энциклопедических словарей являются, главным образом, научные понятия, термины, исторические события, персоналии, географические реалии и т.п.
     Пользоваться словарями очень легко. Все слова расположены в алфавитном порядке. 

(Каждый обучающийся выбирает себе одно единственное слово. Он должен найти это слово в различных словарях, объяснить его правописание, значение, происхождение).


     Слайд 7. Энциклопедия означает «круг знаний». Это научное или научно-популярное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний. В них достаточно кратко излагаются сведения обо всем, что известно людям.
     Энциклопедии бывают: отраслевые и универсальные. Можно отметить, что энциклопедии бывают большие - несколько десятков томов (БСЭ), малые (10-12 томов), краткие (3-4 тома).
     Информация в энциклопедиях располагается по алфавиту или систематически.

    Слайд 8.  Универсальная энциклопедия содержит наиболее существенную информацию по всем областям знания.  Отраслевые (тематические) энциклопедии предлагают объяснение понятий, явлений, персоналий, связанных с одной наукой или темой.

 (Каждый обучающийся выбирает себе имя знаменитого человека. Он должен найти ответы на вопросы: «В какой стране этот человек родился?», «Когда родился?», «Почему стал знаменитым?», «Назовите два самых известных произведения (открытия и т.п.)». Вариантом задания может стать следующее: школьникам предлагается пойти к полкам со справочной литературой и составить список всех энциклопедий, которые есть в библиотеке).


     Слайд 9.Электронные словари, справочники, энциклопедии. 
     Сегодня стремительное распространение получают электронные ресурсы и документы. Что же это такое? Электронный документ - документ, в котором информация закодирована в специальной форме для использования ее с помощью компьютеров.
     Особенностью электронных ресурсов является использование гипертекста, то есть такой формы организации текстового, графического материала, при которой его смысловые единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов между ними. Что это означает? Чем отличается гипертекст от обычного текста?
     Обычный текст (такой, как в книжке) расположен в линейной последовательности, т.е. за первой страницей следует вторая, за второй третья и так далее.
Гипертекст имеет нелинейную (произвольную) структуру. Его можно листать не только подряд, а в произвольном порядке. Например, с первой страницы можно перейти сразу на любую другую - тридцать седьмую, пятьдесят девятую или самую последнюю, а оттуда можно вернуться на первую и т.д. Кроме того, в таком тексте могут быть гиперссылки, которые связывают различные понятия и позволяют найти связанную информацию быстро и сразу.
    Чем удобны электронные ресурсы? Они предоставляют возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержку аудио, видео и анимации, предлагают интерактивные функции.

     Слайд 10. Существуют электронные справочные издания, которые называются ресурсами локального доступа. Это мультимедийные диски (CD-ROM, DVD), основу которых составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок (переходов) и их можно использовать на одном компьютере. Сегодня на мультимедийных дисках есть электронные словари, справочники, энциклопедии.
    Электронные справочники - это совокупность материалов разнообразного формата (от схем и диаграмм до художественных фильмов). 
    Электронные энциклопедии - это электронные страницы с текстами и графическими изображениями классического энциклопедического характера. 

     Слайд 11. Главное преимущество такой энциклопедии перед обычными бумажными формами – мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска, электронные каталоги, функция поиска связанной информации, поддержка видео и анимации, и, безусловно, небольшой физический объем. 50 томов энциклопедии умещаются на одном диске.
     К недостаткам можно отнести некоторый дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана мо¬нитора, и необходимость очень бережного обращения с дисками.

    Слайд 12. Ресурсы удаленного доступа (оn-line) - это те, которые можно найти в Интернете.
     Показать некоторые справочные ресурсы, которые можно найти в Интернете, например:
Рубрикон http://www.rubricon.com/
Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru

(Библиотекарь демонстрирует алгоритм поиска информации в справочных ресурсах, комментируя каждый шаг. Каждый обучающийся должен найти в электронных справочных ресурсах «свое» слово и ответить на вопрос: есть ли какие-то отличия между поиском в бумажных и электронных ресурсах)


    После работы над заданием выделяются достоинства и недостатки электронных справочных ресурсов удаленного доступа.
Достоинства: быстрый доступ, возможность работать с материалами на своем компьютере.
Недостатки: дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана монитора; уязвимость электронных носителей информации; определенная нестабильность Интернет-ресурсов - сегодня ресурс есть, завтра он исчез.

(В качестве закрепления материала предлагается задание - найти ответы по интересующим обучающихся вопросам, используя справочную литературу (печатную и электронную). После выполнения задания озвучить: каким ресурсом они пользовались. Работа над заданием может быть как индивидуальной, так и парной).