Срочные, краткие письма называют телеграммами. Есть электронные письма с использованием Интернета, есть письма деловые, телефакс. Письма по сотовому телефону называются CMC. Реклама в письменной форме - это тоже письма. Ведь они несут в себе информацию для людей.
А еще есть обычные письма, в которых люди сообщают друг другу новости, делятся своими заботами и проблемами. Такие письма могут быть веселыми и грустными, скучными и интересными.
Записки, которыми ребята обмениваются на уроках, - это тоже письма. Вот вам следующее практическое задание. Составьте краткое письмо-телеграмму для человека, которого хотите поздравить с днем рождения... На листе напишите: ТЕЛЕГРАММА. Вы должны помнить о том, что текст телеграммы должен быть коротким и понятным, так как в телеграмме оплачивается каждое слово. Это будет на следующих страницах нашей книги. Я хотела бы рассказать удивительные факты. Оказывается, письма побывали даже в космосе. (11 слайд)
Первые письма доставили на борт космического корабля Союз-4» летчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев на космическом корабле «Союз-5» в 1969 году. Сейчас конверт от этого письма находится в Центральном музее связи А С. Попова в Санкт-Петербурге.
Физкультминутка.
Кто из вас отправлял свои письма? Расскажите, как они попали к адресату? (Ответы обучающихся). Сначала человек пишет письмо и вкладывает его в конверт. На конверт наклеивает марку, пишет адрес того, кому отправляет письмо, и указывает, от кого и откуда это письмо, чтобы оно могло вернуться обратно, если не найдет своего адресата. Затем конверт опускают в почтовый ящик. Оттуда письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие сумки или мешки. В один мешок попадают письма, которые нужно доставить в определенный город или страну.
Вот тут как раз и пригодится почтовый индекс. Первые 3 цифры обозначают область, город. Три последние - номер почтового отделения. Ускорить работу по сортировке писем помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс. Затем отправляют письма в стопку или мешок. Мешки грузят на машины, везут на вокзал, в аэропорт. Письма путешествуют на самолетах, поездах, автобусах, кораблях и даже на верблюдах. Так они попадают к почтальону, который приносит их домой получателю (адресату).
Практическое задание. Подпишите конверты, указав ваш домашний адрес и обратный адрес - адрес нашей школы.
Ребята, как вы думаете, как нужно оформлять письма на бумаге? (12 слайд).
Письма стараются писать разборчиво, четко и аккуратно. Бумага для писем бывает разной. Иногда это листочки миленького формата, иногда большого, украшенные рисунком. С левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2 см. Такие же поля оставляют сверху и снизу.
В письме выделяют следующие части:
1. Обращение. Например: «Дорогая мама!», «Уважаемый Владимир Владимирович!»
2. Основное содержание (вопросы, просьбы, приветы, рассказы о событиях).
3. Прощание и подпись.
А знаете ли вы, для чего к письмам приклеивают марки? Письма и почтовые открытки - это путешественники. Они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолете. Им тоже нужны билеты - почтовые марки. (13 слайд)
Первые марки появились в Англии в 1840 году. В нашей стране почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году. На нашей классной выставке можно посмотреть коллекции марок. А как называют человека, который коллекционирует марки? (Филателист.)
Практическое задание.
Каждая команда получила конверт с пустым листом. Напишите письмо от имени того героя, чье имя указано на конверте (Красная Шапочка, Айболит, дядя Федор, Винни-Пух, Буратино). Кому они могут написать письма? Ваши письма будут последними страницами нашей газеты.
IV. Итог мероприятия.
Давайте приведем в систему все, о чем мы говорили, и составим содержание нашей газеты.
1 раздел: «История письма». Что мы сюда должны вложить? (Пиктограммы; иероглифы).
2 раздел: «Виды писем» ( Телеграммы; реклама; телефакс).
3 раздел: «Конверт с маркой».
4 раздел: «Письма учащихся». Весь этот материал будет оформлен в книгу «Общение на расстояний с помощью писем». Я думаю, что урок-проект, конечным результатом которого было создание всеми учащимися газеты, нам удался. Благодарю вас за проделанную работу. До новых встреч!