Общение на расстоянии с помощью писем
Цели: обобщить знания учащихся об истории писем, особенностях современных писем;
учить детей написанию писем различных типов;
учить правильно формулировать и аргументировать свои мысли;
развивать коммуникативные умения работать в группах;
воспитывать внимание, интерес, уважение к языку.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.  Презентация к уроку. Практическая работа

II.  Формулирование учащимися темы и целей занятия.

- Сегодня мы проведем не совсем обычное занятие. Конечным результатом нашей совместной проектной деятельности будет создание проекта - газеты.
Письмо, почта, почтальон, поезд, самолет, адрес, индекс. Как вы думаете чему сегодня будет посвящено наше занятие?
Тема нашего занятия - «Общение на расстоянии с помощью писем». (1 слайд)
Сегодня мы узнаем, как письма путешествуют по свету. Научимся писать письма. Создадим проект.

III. Изучение нового материала.

- Первый вопрос, на который нам нужно найти ответ: откуда к нам пришли письма? Как вы думаете, когда и где появились первые письма?
Письменность появилась еще в древности. Первыми письмами были наскальные рисунки. В каждом рисунке был определенный смысл. Рисунок человека, бегущего за кабаном, мог означать приглашение на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота. Такие рисунки-письма называются пикто­граммами.(2 слайд)
С развитием письменности пиктограммы не исчезли. Так, в середине XIX века президент США получил необычное письмо от вождя одного из индейских племен. Оно представляло собой кусок бересты, на котором были нарисованы журавль, звери, линии, полосы, знаки. Как вы думаете, ребята, о чем хотели сообщить индейцы президенту? (3 слайд)
Оказывается, вождь племени Журавля, а также вожди племен Куницы, Медведя и Морского кота обращались к президенту с просьбой разрешить им покинуть свои пустынные места и переселиться к трем озерам, вокруг которых находились хорошие земли. Позднее в Древнем Египте изобрели иероглифы, которые служили для описания разных событий в жизни людей. Современное письмо возникло около тысячи лет назад.
Создателями нашей письменности были христианские монахи Кирилл и Мефодий. Об этом вы узнали на уроках истории. (4 слайд). Вот вам первое задание

Практическое задание.

Сейчас каждая команда нам представит свою пиктограмму. У вас есть 3 минуты, чтобы создать свое письмо в виде рисунка, используйте в своей работе фломастер или карандаш. Объясните, что означает ваше письмо. Представление работ. Этот материал будет на первых страницах нашей газеты  (пиктограммы и иероглифы).
Почтальоны и отделения. Почты появились сравнительно недавно. А как раньше передавали письма друг другу? Выскажите свои предположения. Ребята, а вы знаете, как письма путешествовали в давние времена? В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина сказано, что почту возили гонцы. (5 слайд)
Позже на длинных дорогах стали строить почтовые станции. Там гонец мог отдохнуть, поменять лошадей и продолжить путь.  (6 слайд). Гонцов стали называть ямщиками.
Во многих странах существовала голубиная почта.(7 слайд). К ноге голубя привязывали письмо, он летел к своему дому, доставляя письмо адресату.
                     Во Франции в г.Лилле даже поставлен памятник почтовым голубям. (8 слайд). Изображение голубя можно увидеть на почтовых марках и на плакате, посвященном Всемирному дню почты - 9 октября.
 Еще существовала  (9 слайд)  морская почта.  Моряки запечатывали свои послания в бутылки и
бросали в океан. Об этом написано в книгах Жюля Верна. Ребята, как вы думаете, какие бывают письма? Письма бывают различными. (10 слайд)

Срочные, краткие письма называют телеграммами. Есть электронные письма с использованием Интернета, есть письма деловые, телефакс. Письма по сотовому телефону называются CMC. Реклама в письменной форме - это тоже письма. Ведь они несут в себе информацию для людей.

А еще есть обычные письма, в которых люди сообщают друг другу новости, делятся своими заботами и проблемами. Такие письма могут быть веселыми и грустными, скучными и интересными.

Записки, которыми ребята обмениваются на уроках, - это тоже письма. Вот вам следующее практическое задание. Составьте краткое письмо-телеграмму для человека, которого хотите поздравить с днем рождения... На листе напишите: ТЕЛЕГРАММА. Вы должны помнить о том, что текст телеграммы должен быть коротким и понятным, так как в телеграмме оплачивается каждое слово. Это будет на следующих страницах нашей книги. Я хотела бы рассказать удивительные факты. Оказывается, письма побывали даже в космосе. (11 слайд)

            Первые письма доставили на борт космического корабля Союз-4» летчики-космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев на космическом корабле «Союз-5» в 1969 году. Сейчас конверт от этого письма находится в Центральном музее связи А С. Попова в Санкт-Петербурге.

Физкультминутка.

Кто из вас отправлял свои письма? Расскажите, как они попали к адресату? (Ответы обучающихся). Сначала человек пишет письмо и вкладывает его в конверт. На конверт наклеивает марку, пишет адрес того, кому отправляет письмо, и указывает, от кого и откуда это письмо, чтобы оно могло вернуться обратно, если не найдет своего адресата. Затем конверт опускают в почтовый ящик. Оттуда письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие сумки или мешки. В один мешок попадают письма, которые нужно доставить в определенный город или страну.

Вот тут как раз и пригодится почтовый индекс. Первые 3 цифры обозначают область, город. Три последние - номер почтового отделения. Ускорить работу по сортировке писем помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс. Затем отправляют письма в стопку или мешок. Мешки грузят на машины, везут на вокзал, в аэропорт. Письма путешествуют на самолетах, поездах, автобусах, кораблях и даже на верблюдах. Так они попадают к почтальону, который приносит их домой получателю (адресату).

Практическое задание. Подпишите конверты, указав ваш домашний адрес и обратный адрес - адрес нашей школы.

Ребята, как вы думаете, как нужно оформлять письма на бумаге? (12 слайд).

Письма стараются писать разборчиво, четко и аккуратно. Бумага для писем бывает разной. Иногда это листочки миленького формата, иногда большого, украшенные рисунком. С левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2 см. Такие же поля оставляют сверху и снизу.

В письме выделяют следующие части:

1. Обращение. Например: «Дорогая мама!», «Уважаемый Владимир Владимирович!»

2. Основное содержание (вопросы, просьбы, приветы, рассказы о событиях).

3. Прощание и подпись.

А знаете ли вы, для чего к письмам приклеивают марки? Письма и почтовые открытки - это путешественники. Они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолете. Им тоже нужны билеты - почтовые марки. (13 слайд)

    Первые марки появились в Англии в 1840 году. В нашей стране почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году.  На нашей классной выставке можно посмотреть коллекции марок. А как называют человека, который коллекционирует марки? (Филателист.)

Практическое задание.

          Каждая команда  получила конверт с пустым листом. Напишите письмо от имени того героя, чье имя указано на конверте (Красная Шапочка, Айболит, дядя Федор, Винни-Пух, Буратино). Кому они могут написать письма? Ваши письма будут последними страницами нашей газеты.

IV. Итог мероприятия.

                        Давайте приведем в систему все, о чем мы говорили, и составим содержание нашей газеты.

1 раздел: «История письма». Что мы сюда должны вложить? (Пиктограммы; иероглифы).

2 раздел: «Виды писем» ( Телеграммы; реклама; телефакс).

3 раздел: «Конверт с маркой».

4 раздел: «Письма учащихся». Весь этот материал будет  оформлен  в книгу «Общение на расстояний с помощью писем». Я думаю, что урок-проект, конечным результатом которого было создание всеми учащимися газеты, нам удался. Благодарю вас  за проделанную работу. До новых встреч!