Библиотечный урок (введение)

 «Первые шаги в информационный мир»

2 класс

Цели:

формирование первоначального представления об информации,

Задача: формировать основу понятий «информация», «носители информации»;

      Оборудование: выставка, на которой представлены информационные ресурсы: книги, журналы, видео,       

аудиокассеты, дискеты, СDRОМ; книжная выставка ; комплекты  книг для самостоятельной расстановки школьниками; презентация, практическая работа.

План

1.         Первоначальное представление об информации.

2.         Систематизация и расстановка книг в библиотеке.

3.         Правила пользования библиотекой.

4.         Библиотечные фонды и выставки.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово библиотекаря.

1 слайд: Ребята, мы начинаем  с вами серию библиотечных уроков, на которых вы узнаете, что такое информация, как ее можно сохранять и передавать, где хранятся информационные ресурсы; из каких элементов состоит книга. Вы научитесь пользоваться библиотекой и правильно читать книги.

А сейчас... я расскажу вам сказку? Ну, так слушайте. Давным-давно-предавно, когда люди еще обитали в лесах и пещерах, жило-было одно племя. У вождя племени, храброго и мудрого Сигулда, были жена и красавица дочь Борея. Пришло время, и посватался к его дочери молодой человек из соседнего племени, которое жило в горах. Жалко было Сигулду единственную дочь чужому отдавать, да делать нечего -полюбили они друг друга. И ушла его ненаглядная Борея жить в соседнее племя. Сигулд с женой часто вспоминали свою доченьку, горевали, что ее нет с ними.

Прошел год. Однажды, когда Сигулд учил молодых воинов охотничьему искусству, вдруг появился гонец из горного племени с криком, что тяжелая болезнь напала на них, косит людей, и стал слезно молить о помощи. Расспросил его Сигулд, что за болезнь, и вскрикнул: «Не горюй! Я знаю растение, которое поможет вам спастись. Оно называется остролист. Беги скорее, скажи всем, чтобы они нашли это растение и откусили по I кусочку!» Он хотел и сам побежать, там ведь была его дочь, но уже   не   мог   бегать   быстро   -   староват   становился.   Гонец повернулся и помчался назад, но так торопился и волновался, что, пока бежал, забыл, как растение называется. И вот, когда он  вернулся к своему народу и все бросились к нему с надеждой, то он мог только стоять и бормотать: «Растение...надо съесть, это...я как   его...    растение».  Вздох   разочарования    пронесся   над племенем, люди поняли, что нет у них никакой надежды на спасение. Молодой муж Бореи в отчаянии ломал руки, потому что его красивая, веселая жена таяла от страшной болезни наш глазах. Уже половина племени умерла от этой болезни, другим лежали ослабевшие и ждали неизбежной смерти, как вдруг из темноты появился Сигулд, который все-таки не мог оставаться спокойным  и   пошел  по   следам   гонца.   Он  принес  с  собой остролист и дал откусить всем по кусочку.   Как по волшебству  люди   стали   оживать,   улыбаться,   поправляться.   Потом   все бросились обнимать и благодарить Сигулда.

Ребята, хорошо, конечно, что сказка кончилась благополучно. А если бы Сигулд не успел прийти? Или не захотел? Дело закончилось бы очень печально. Видите, как, важно уметь передавать и получать нужные сведения в нужное время.

2 слайд: Сведения,  факты  об окружающем мире,  которые люди  передают друг другу, называются информацией. Например, я прочитала интересную книгу о том, как выращивают виноград, и  рассказала    ее    своим    соседям.    Они    получили    от    меня  информацию,    что   в    нашей    области    виноград    вырастить практически    невозможно,    потому    что    у    нас    для    этого  холодновато. Вы собираетесь в школу утром и слушаете прогноз погоды  - вы  получаете  информацию,  которая  поможет вам правильно одеться.

Запомните!

Информация - это сведения, факты об окружающем мире, которые люди передают друг другу.

Информация может передаваться различными путями.

3 слайд: Вы увидели, что на клумбе растут георгины - получили информацию, что георгины бывают разных цветов: синие, желтые, белые, розовые красные. Вы услышали в автобусе рекламу и получили информацию, что в город приехал цирк - шапито.

А вот африканские племена передавали дружественным соседям информацию о том, что наступает враг, с помощью там-тамов - барабанов, звук которых разносился очень далеко. А иногда использовали такой способ, как поджог травы и хвороста: когда племя видело, что со стороны их соседей вздымается столб дыма, они знали, что опасность близка.

4 слайд: Значит, мы можем передавать и воспринимать информацию различными способами. Какими? Правильно: говорить и слышать; писать и читать; показывать и смотреть.

Запомните!

Информацию можно передавать, получать различными путями:       передавать - с помощью знаков, звуков, рисунков; получать -         слушать, смотреть, читать.

 Вернемся к нашей сказке. Как вы думаете, что можно было сделать, чтобы гонец обязательно принес название растения? Что мы делаем, когда боимся забыть что-то важное? Правильно, записываем. Если бы название растения было записано, то не случилось бы беды, даже если бы он и забыл, как оно называется.

То есть, для того чтобы запомнить важные сведения, важную информацию, ее нужно сохранить. А как можно сохранять информацию и знания?

Информацию об окружающем мире, которую люди узнавали в древности, они передавали свои потомкам, пересказывая ее многократно. По мере того как люди узнавали все больше новых сведений, их стало невозможно запомнить и люди стали их записывать, т.е. сохранять. Тогда люди стали искать способы, которыми можно сохранять и передавать информацию.

5 слайд: Некоторые народы изобрели рисуночное письмо, другие придумали символическое письмо - стали изображать то, что хотели сказать, специальными значками.Ну и, наконец, придумали, как можно изображать буквы и звуки. Так возникла письменность - один из самых распространенных видов сохранения информации.

Но рисунки, значки и буквы надо было рисовать и писать на чем-то. Древние люди писали свои значки на стенах пещер, на коре деревьев, на глиняных табличках, на тростнике, на телячьей коже, пока, в конце концов, в древнем Китае не была изобретена бумага.

6 слайд: Материалы, на которых можно сохранять информацию с помощью различных символов, называются носителями информации.

Запомните!

Тростник,       пергамент,       бумага, электронный диск - это носители информации.

Информация, которая является важной и полезной для множества людей, называется знанием. Постепенно люди накапливали все новые и новые знания об окружающем мире: о том, как можно лечить какие-то болезни, о том, как считать, о том, как увеличить урожай. Они записывали эти знания в книги, которых тоже становилось все больше. Понадобились помещения, где можно было хранить книги. Так и возникли библиотеки  - специальные помещения для хранения книг.

7 слайд: Первые библиотеки возникли очень давно - например, больше 2,5 тысяч лет тому назад в Междуречье у царя Ашшурбанапала была собрана целая библиотека из глиняных табличек. В ней было больше тысячи глиняных книг, на которых специальными значками - клинописью - были написаны тексты. Все таблички были одинакового размера, на каждой стояло название текста и номер листа. В библиотеке книги были расставлены по отраслям знаний. А для того, чтобы было легче найти нужную книгу, были сделаны специальные списки, в которых были записаны все книги, которые были в библиотеке - каталоги.

Потом стали создаваться библиотеки, где хранилось множество бумажных книг.

Как вы думаете, как еще можно хранить и передавать информацию? {Ответы детей.) Не только с помощью бумажных носителей можно сохранять информацию.

8 слайд: Когда люди изобрели пластинки и магнитофонные ленты, книги стало возможно не только читать, но и слушать. Потом подошла очередь видеокассет, с помощью которых можно было не только слушать, но и смотреть. Потом оказалось, что информация накапливается очень быстро, книги занимают очень много места. Ученые попытались найти пути, с помощью которых можно было бы хранить информацию в сжатом виде. Так появился компьютер. Сегодня информацию можно сохранять, передавать с помощью компьютера и электронных носителей информации - дисков, дискет.

Видите, ребята, как много существует носителей информации, на которых люди сохраняют важные сведения и накапливают знания. Где мы можем получить нужную и интересную информацию? (Из газет, из книг, по радио, по телевидению, в Интернете.)

Как вы думаете, где хранится больше всего информации?

Правильно, в библиотеках. Сегодня библиотеки остаются крупными хранилищами информации, где можно найти сведения обо всем. В библиотеках есть видеокассеты, пластинки, компьютеры, журналы и газеты. Но самым главным источником информации и знания остается книга.

9 слайд:

Запомните!

Важнейшим источником информации     и знания является книга. 

 Выполнение практической работы.