Главная » Файлы » Презентации » Основы информационной культуры

Виды информации
11.11.2014, 09:47

4 класс

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА

И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Урок 2  

1 слайд                                                      Виды информации

Цель урока: изучение видов информации по различным основаниям деления: типу
носителей информации, по сферам дея­тельности, областям наук.                                                             

Задачи урока:                                              

  1. Расширить представление обучаю­щихся об информации;
  2. Дать представление о видах информа­ции по сферам деятельности, областям на­уки;
  3. Дать представление о видах информа­ции по типу носителей (традиционная, электронная).

Место проведения занятия — школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Экран.
  4. Терминологический словарь по курсу.
  5. Презентация Power Point к уроку.
  6. Комплект изданий, включающий газе­ты, журналы, словари, справочники, энцик­лопедии, CD- и DVD-диски, предназначен­ные для детей младшего школьного воз­раста.

Ход урока

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (10 ми­нут)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое информация, и какая она бывает по восприятию различными органами чувств: глазами, ушами, носом, кожей и языком. В прошлый раз в виде домашнего задания я предложила вам найти фотогра­фии, которые бы отражали один из этих видов информации, или нарисовать са­мим. Давайте посмотрим, что у вас полу­чилось.

Обучающиеся демонстрируют результа­ты выполнения своего домашнего задания.

На этом занятии мы с вами продолжим изучать виды информации.

Теоретическая часть урока (20 минут)

Из результатов вашего домашнего зада­ния мы видим, что добывать информацию Можно из множества источников.

2 слайд: Откуда вы еще получаете информацию? Из книг, Ин­тернета, из телевизора, радио, газет, от ро­дителей, учителей, друзей.

На прошлом занятии мы с вами обсужда­ли, что информацию можно получать орга­нами чувств. Но она будет конкретной, как у древнего пещерного человека: здесь и сей­час. С помощью органов чувств вы узнаете, что включенный утюг может обжечь и к нему нельзя прикасаться. Но вы с их помощью никогда не узнаете, почему он обжигает, не узнаете, что всему виной разная скорость движения молекул у подошвы утюга и у на­шей кожи, что молекулы утюга заставляют двигаться молекулы кожи гораздо быстрее, а это вызывает боль. Но мы можем расши­рить наши познания, используя другую ин­формацию — текстовую. Она, как машина времени, может перемещать нас во време­ни и в пространстве, проникая в далекое прошлое или в будущее, переносить на дру­гие континенты и в страны. Не только книги, газеты, но и просто устный рассказ о чем-то ваших родителей является текстовой ин­формацией.

3 слайд: Но носители текстовой информации то­же бывают разные.

Книги, газеты, журналы, словари, энцик­лопедии — это все называется традицион­ными (бумажными, т.е. то, что печатается на бумаге) источниками информации. Все, что размещено в Интернете, хранится в компьютере, демонстрируется, как у нас, на проекторе ,  — называется электронными источниками информации, или компьютер­ной информацией. Давайте посмотрим на экран. Что вы видите на нем?

4 слайд: Компьютерная информация это ин­формация, хранящаяся и передавае­мая с помощью компьютера. Компьютер позволяет прочесть информацию (например, текст рассказа), увидеть информацию (например, посмотреть картинки или мультфильм), услышать информацию (например, послушать песни, услышать текст сказки).Теперь давайте запишем:

5 слайд:  информация по типу носителя бывает:

  • традиционная (например, книги, газе­ты, журналы);
  • электронная (например, интернет-сай­ты, CD-и DVD-диски, флеш-накопители).

Кто из вас любит читать? Назовите свою любимую книгу. Может быть, у кого-то есть любимый журнал или газета? Назовите. А кто из вас читал газету «Незнайка»? Какие журналы вы знаете? Давайте дадим с вами определение: что такое журнал? А где мож­но посмотреть, что такое журнал? В толко­вом словаре. Давайте посмотрим, как эти словари выглядят.

6 слайд: Так они выглядят внешне. Я захватила с собой один из таких словарей. Давайте пос­мотрим, как он выглядит внутри, и найдем наше слово «журнал». (Учащимся демон­стрируется определение понятия «журнал» в Толковом словаре СИ. Ожегова). К слова­рям мы обращаемся тогда, когда нам нужно узнать значение слова, правила его написа­ния, его синонимы.

Когда нам необходимо получить конкрет­ные сведения об окружающем нас мире, времени и пространстве, нужно обращаться  к каким источникам? Кто знает?

7 слайд: Кто читал книги «Я познаю мир»? По-другому как они называются? Правильно, детские энцикло­педии. Что мы можем узнать из них?

А кто назовет источник, в котором можно узнать номер телефона вашего друга, какого-нибудь магазина, школы, вокзала? Правильно.

8 слайд: Такие источники называются спра­вочниками. В них можно справиться, т.е. уз­нать подробно то, что нам нужно. Кто знает, какие еще бывают справочники?

Справочник по информатике, по русско­му языку, по математике. Кто из вас уже об­ращался к справочнику?

А какая еще бывает информация? Ин­формация бывает разная. Как приготовить салат? Как сложить двоичные числа? Как изготовить посуду из стекла? Как рассчи­тать траекторию падения кометы?

Как вы думаете, чем различаются эти сведения? А где эти сведения могут приме­няться? В разных сферах жизнедеятельнос­ти человека.

9 слайд: Откроем ваши тетради и запишем, что информация по сферам деятельности бы­вает:

—  бытовая, например, «Как постирать одежду»;

—   учебная, например, «Как написать пра­вильно слово "орфография";

—   производственная, например, «Как собрать автомобиль»;

—   научная, например, «Как вывести но­вую породу кошек»;

—   художественная, например, «Кто напи­сал рассказ "Косточка".

Назовите примеры каждого вида инфор­мации.

Как в школе существуют отдельные пред­меты (русский язык, чтение, математика), так и в науке выделяются различные научные дисциплины.

10 слайд: Например, запишите:

  • медицина;
  • техника;
  • история;
  • география.

Может, кто-то из вас назовет еще какие-нибудь области науки, известные вам?

А сейчас давайте попробуем определить, к каким областям наук относятся следую­щие сведения.

11 слайд:  Чтобы не заболеть, нужно делать прививки. Лондон — столица Великобритании.

2 апреля 1961 года в Космос впервые поле­тел человек, гражданин СССР Юрий Гагарин.

Сотовый телефон — это средство связи.

Таким образом, мы с вами узнали, какие виды информации еще бывают.

Практические действия (10 минут)

А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру, которая учит хорошо видеть окружаю­щий нас мир и развивает наблюдательность [Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст] / К. Фопель. — М.: Генезис, 2010. — С. 71].

12 слайд: Подведение итогов урока (5 минут)

Давайте подведем итоги. Мы с вами на се­годняшнем занятии узнали, что информация бывает разных видов и может подразделять­ся по типу носителя, сфере деятельности и Областям науки. Чтобы закрепить полученные  знания, давайте еще раз повторим. Какие два вида информации бывают по типу носителя? Традиционная и электронная. По сфере дея­тельности информация подразделяется на что? На бытовую, учебную, производствен­ную, научную, художественную. А по научным дисциплинам? Медицина, техника, история, география. Молодцы!

 

Категория: Основы информационной культуры | Добавил: Рино4ка
Просмотров: 1077 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]